Управление и аудит информационных технологий

       

I. Термины и определения


Аудит — Что такое аудит? Что под этим термином понимается? Определений как таковых много, на мой взгляд, наиболее лаконичным и верным по сути является трактовка Комитета Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета: "Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованным пользователям...".

В данном случае для осознания, что есть такое аудит ИТ, необходимо лишь изменить обозначенную в приведенном выше определении область применения, экономическую на интересующую нас сферу информационных технологий. Таким образом, Аудит ИТ — системный процесс получения и оценки объективных данных о текущем состоянии информационной системы, действиях и событиях, происходящих в ней, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и предоставляющий результаты Заказчику.

Стандарт аудита — нормативно-технический документ (или эталон, модель, которая является отправной точкой), устанавливающий комплекс требований и правил к объекту аудита, квалификации исполнителей, организации аудита, методическим приемам анализа документации и представлению аудиторского заключения в предметной области и т.д.

Методика аудита — совокупность теоретических и практических способов проведения аудита, разработанные аудитором на базе стандартизированных правил и норм проведения аудита в предметной области, в определенной степени, на основе личного профессионального опыта.

Информационно-коммуникационные технологии (определение Информационного общества www.iis.ru) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Каждое предприятие осуществляет определенную деятельность, направленную на достижение своих стратегических целей и удовлетворение потребностей.
Любую деятельность можно разбить на функционально законченные процессы (для коммерческих предприятий — бизнес процессы). В качестве ключевых обычно выделяют: производство, сбыт, продвижение продукции, управление и другие процессы, типичные для большинства предприятий. Роль информационных технологий (ИТ) заключается в поддержке деятельности предприятия. ИТ должны обеспечить выработку правильного управленческого решения в каждой конкретной ситуации, т. е. в нужное время, в нужном месте и в нужном объеме дать достоверную информацию, необходимую для принятия управленческого решения.

Смежные технологии — смежные с ИТ сферы деятельности: инженерные системы (например, концепция интеллектуального здания, включающая в себя гарантированное электропитание, кондиционирование, водоснабжение и т.д.). Технологии, не относящиеся к информации, но являющиеся критически важными для нее это пример, знакомый страховщикам, — выплата страховки за страховой случай, связанный с пожаром или затоплением серверной. На данный момент практически все компании, предлагающие комплексные ИТ решения обладают наряду с лицензиями на осуществление оценочной и аудиторской деятельности еще и лицензиями на строительство и проектирование зданий и сооружений. Что само иллюстрирует неразрывную связь между указанными технологиями.

Информационные системы (определение Информационного общества www.iis.ru) — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.


Содержание раздела