Информационный ресурс
Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что понятие "информационный ресурс" возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.
РЕСУРСАМИ, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. [Елепов Б.С.,Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. -Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1989.-238 с.(с. 3,7)]
В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д.
Т.е. информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.
Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина "информационный ресурс", поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и другие.
Выше нами было определено, что ИНФОРМАЦИЯ в строгом смысле - это ЗНАНИЕ, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.
Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.
С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС. Но "новый носитель - это ... новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления"[2,с.107].
Каждый НОВЫЙ ТИП носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.
Обобщая изложенное, предлагается под ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ понимать ВСЮ накопленную ИНФОРМАЦИЮ об окружающей нас действительности, ЗАФИКСИРОВАННУЮ на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.
Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является ВСЯ накопленная информация, в том числе и информация недостоверная ("дефектологическая"), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных "теоретических" построений; заведомая "дезинформация", поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.
Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска "неудобной" информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о "необычном", "невозможном" использовании известных средств и методов, "принципиально невозможных" явлениях и действиях, т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).
Учет фактора "дезинформирования" (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации), требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а ряде случаев, и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.
В тоже время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация НЕ ДОЛЖНА уничтожаться. Она должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.
Сбор ВСЕЙ информации и требование сохранности "дефектной", устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.
С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого, в настоящее время, недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.
В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т.п.).
В зависимости от носителей информация, информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов:
При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.
Поэтому ЦЕЛОСТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.
Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создания в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.
Более полная характеристика выделенных классов информационных ресурсов приведена в Разделе 2.