ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Явления, порождаемые дефицитом персонала


Усложнение и рост общественного производства в условиях научно-технической революции, и возрастание роли наукоемких производств ведет к дефициту высококвалифицированного персонала. Одновременно растет стоимость и время подготовки такого персонала.

В этих условиях идет жесткая конкурентная борьба за ПЕРСОНАЛ (особенно обладающий высокой квалификацией, обладающий особыми знаниями) на уровне предприятий, организаций, отраслей, научно-технических направлений и между странами.

В принципе этот процесс известен с древних времен, когда завоеватели силой увозили в свои страны "умельцев": ученых, зодчих, мастеров. Хотя уже и тогда практиковались иные методы привлечения "чужеземцев" для совершенствования производств.

Борьба за персонал порождает проблему миграции персонала между производствами, отраслями и странами.

Межгосударственная миграция персонала именуемая "утечкой умов (мозгов)" совершается в различных формах: "экспорта (вывоза)" и "импорта(ввоза) умов".

"Экспорт-импорт умов" является одним из действенных средств ослабления одних и усиления других стран.

Так по данным секретариата ЮНКАД (United Nations Conference on Trade and Developmend - Конференция ООН по торговле и развитию), с 1961 г. по 1972 г. в США, Канаду, Англию из развивающихся стран уехали 230 тыс квалифицированных специалистов, что обеспечило им прибыль в 50.9 млрд.долл. За этот же период эти три государства оказали бывшим колониальным и зависимым странам официальную помощь на 46,3 млрд.долларов. Таким образом, потери развивающихся стран составили сумму в несколько миллиардов долларов. [Специалисты на экспорт.Правда,# 232(22297), 20.08.1972].

Если учесть расходы на образование, потери на производстве из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, дотации на сглаживание диспропорций в хозяйстве, вызванных оттоком специалистов, то убытки развивающихся стран составят гораздо большую сумму.

За период между 1961 и 1980 годами, из развивающихся стран на запад выехало более 500 тысяч специалистов.


Только США заполучили из развивающихся стран за 20 лет (до 1983 года) более 200 тысяч специалистов, 37 процентов всех "американских" лауреатов Нобелевской премии и 24 процента членов Национальной академии наук США составляют специалисты, приехавшие в США из других стран. [Известия,19.04.82.; В капканах "охотников за умами". За рубежом,#16(1189),1983].

С 1980 г. США не публикуют сведений о эмиграции специалистов из стран "третьего мира", хотя и являются их основным потребителем.



По состоянию на 1990 г. в СССР было более 1,5 млн научных работников (в США эта цифра составляет 2,7 млн), в том числе около 50 тыс.докторов и 500 тыс. кандидатов наук. Необходимо отметить, что за период с 1975 по 1988 гг. удельный вес наших научных кадров снизился в мире с 24% до 19%, а в США, наоборот возрос с 23% до 34%.

До 1990 г. проблемы "утечки мозгов" в СССР практически не существовало, хотя с 1986 г. она начала проявляться.

Так в 1989 г. из СССР выехало свыше 70 тыс. научных работников. А ведь и до этого в течение почти 2-х десятилетий половину потребностей в математиках США удовлетворяло именно за счет ученых эмигрантов преимущественно из СССР. Проблема "утечки мозгов" уже стала острой и для академии наук. В 1989 г. в долгосрочные командировки сроком до 5 лет из Академии выехало 246 чел [Наука времен перестройки. Правда, #60(26163), 21 марта 1990 г.].

После развала СССР "утечка умов" для РФ со всех стран СНГ превратилась в серьезную проблему.

В результате развала СССР на территории РСФСР осталось на начало 1992 г. около 316-271 тыс. научных работников высшей квалификации.

Только для восполнения естественных потерь персонала высшей квалификации необходимо обеспечить (для сохранения уровня 1990 г.) подготовку, ежегодно, не менее 14-12 тыс. специалистов высшей квалификации.

Реально величина должна быть выше, так как не учтен отток персонала за счет выезда за рубеж. Надежных данных о выезде нет. Имеются непроверенные данные (без ссылки на источник), что из СССР в 1989-1990 гг.



выехало около 158 тыс. специалистов, из них около 18 тыс. специалистов высшей квалификации. По другим данным во Францию, ФРГ, Израиль и США в 1990 г. выехало около 66 тыс. специалистов. К настоящему времени эта проблема выросла до уровня угрозы потери воспроизводства научных и технических кадров во многих наиболее наукоемких производств и ряда важнейших научных направлений.

По предварительным оценкам специалистов за рубеж ("эрозия", "утечка мозгов") составила около 10% от их общей численности на 1989 г.

Это превышает все количество студентов в царской России в 1914/1915 г., весь выпуск инженеров в 1960 г., составляет около 45% от выпуска из ВУЗов в 1986/1987 учебном году, приближается к количеству специалистов, полученных США за счет "утечки мозгов" за 20 лет(до 1983 г.) из стран третьего мира.

По различным оценкам, потери народного хозяйства от эмиграции специалистов составили в 1990 г. 73 млрд. руб. Чтобы покрыть этих потери, на их воспроизводство потребуется еще 18 млрд. руб. (Все в ценах 1990 г.).

Следовательно, и по этому показателю РФ перекрывает показатели, которые ранее были характерны только для развивающихся стран.

Отток специалистов из страны вносит коррективы в требования на воспроизводство кадровой составляющей информационных ресурсов РФ, в том числе и специалистов высшей квалификации.

Ситуация осложняется следующими дополнительными факторами:

  • Разрушением плановой, регулярной и целенаправленной системы переподготовки и повышения квалификации.


  • "Утратой профессии" молодыми специалистами, которые сразу после окончания ВУЗов становятся безработными или вынуждено переходят на работы не требующие высокого уровня профессиональной подготовки.


  • Нарушением процесса "омоложения" кадровой составляющей научных организаций и, соответственно, разрыва в передаче профессионального научно-исследовательского опыта ("эрозии" научных и конструкторских школ).


  • Сделаем приближенную оценку влияния этих факторов.



    Процессы "оздоровления экономики" привели к тому, что около (60-70)% выпускников ВУЗов, не получив гарантированного распределения, вошли в "режим утраты профессии".

    Это означает, что за один год в число "безвозвратных потерь" кадровой составляющей информационных ресурсов попало около 350 тыс. молодых специалистов (в том числе около 156 тыс. специалистов инженерных специальностей). Указанная величина превышает выпуск ВУЗов СССР в 1970 г. и инженеров в 1960 г. Следует отметить, что этот факт отрицательно скажется на воспроизводстве специалистов высшей квалификации в 1987-2000 году. Влияние данного фактора усиливается.

    Обобщив "безвозвратные потери" от "эрозии" и "утраты профессии" в кадровой составляющей информационных ресурсов РФ, получим, что только за 1990-1992 гг. РФ потеряла около 500 тыс. специалистов, необходимых ей для восстановления информационных ресурсов, утраченных в результате распада СССР, а также для восполнения естественной убыли квалифицированного, имеющего опыт работы персонала.

    Кроме указанных потерь, следует учитывать, что резкое сокращение государственного финансирования научных исследований привело к снижению эффективности работы научных учреждений в результате сокращения кадров, вынужденных длительных отпусков без сохранения оплаты, перевода на виды деятельности, не свойственные профилю работы и способствующие потере профессиональной подготовки и т.п. последствиям.

    Из приведенных данных можно сделать вывод, что в РФ наблюдается устойчивая тенденция уменьшения кадровой составляющей информационных ресурсов.

    По статистике за 1969-1989 гг., одна завершенная диссертация приходилась на 3,76 завершенных НИОКР. Следовательно, прирост персонала высшей квалификации в РФ существенно снизится и за счет снижения исследовательской активности.

    Вся совокупность приведенных факторов позволяет предположить, что процесс восполнения кадровой составляющей информационного потенциала в ближайшие десятилетие будет существенно нарушен.

    РФ не сможет проводить объем НИОКР, необходимый для поддержания нормального функционирования народно-хозяйственного комплекса.




    Содержание раздела