Кризисные явления функционированияданного класса информационных ресурсов в рф
Приведенные ниже данные относятся только к организационным единица, осуществлявшим проведение НИОКР.
Некоторые исследователи [Инфосфера: Информационные ресурсы, системы и процессы в науке и обществе/ Ю.М.Арский, Р.С.Гиляревский, И.С.Туров, А.И.Черный.-М.:ВИНИТИ,1- 996.-489 с.,94 табл.,16 илл.-РАН] считают, что факт опубликования за 5 лет учеными той или иной страны не менее 1 тыс. статей, получивших отражение в Science Citation Index, может быть принят как свидетельство того, что в этой стране действительно проводятся заслуживающие внимание научные исследования.
В этом случае параметры потока НИОКР, слабым и неполным отражением которых являются публикации в виде журнальных статей, являются более важным и репрезентативным индикатором состояния информационных ресурсов страны.
Приводимые данные о параметрах информационных ресурсов СССР получены на основании статистики НИОКР, собранной в 1969-1990 гг. ВНТИЦентром. Усредненные параметры по СССР приняты за исходную точку, по сравнению с которой оцениваются изменения, происходящие в информационных ресурсах России (РФ) после 1991 г.
Статистика НИОКР, собранная во ВНТИЦентре, позволяла оценивать следующие характеристики информационных ресурсов:
Это позволяет утверждать, что, определив тенденции количественных изменений в объемах НИОКР и числе научно-исследовательских организаций, участвующих в НИОКР, в первом приближении, можно прогнозировать изменения, происходящие во всех классах информационных ресурсов.
Распределение НИОКР и выполняющих их организаций по территории СССР позволяет оценить потери, вызванные распадом СССР, а также возможные последствия "суверенизации" экономических районов внутри РФ.
Для выбора базового уровня, по отношению к которому будет проводиться отсчет изменений в информационных ресурсах, использованы сводные статистические данные по НИОКР за 1969-1990 гг., на основании которых можно сделать следующие основные выводы:
1. На временном интервале с 1969 по 1989 г. возможности научных учреждений по выполнению всех видов научных исследований (фундаментальных, прикладных и ОКР) по всему тематическому спектру проблем, обеспечивающих функционирование народно-хозяйственного комплекса СССР, непрерывно увеличивались.
2. Единый комплекс научных учреждений страны максимально обеспечивал выполнение в течение года 225533 НИОКР. Максимальное количество завершавшихся в течение года работ достигало 115 тыс., а вновь открывавшихся работ - 136 тыс.
3. Число научных организаций, участвующих в исследованиях, возрастало, достигнув 7592 к 1986 г. После чего стабилизировалось в интервале 7592-6999.
4. За базовый уровень, по отношению к которому будут определяться изменения, происходящие в формировании информационных ресурсов, принята средняя величина за 1985-1989 гг. следующих параметров:
4.1. Среднее число НИОКР, выполнявшихся научными организациями в течение года:
СССР-218477
РСФСР (РФ)- 137042
4.2. Среднее число НИОКР, начинавшихся в течение года:
СССР-98907
РСФСР (РФ)-63794
4.3. Среднее число НИОКР, завершавшихся в течение года:
СССР - 112406
РСФСР (РФ) - 74397
4.4. Среднее число организаций, выполнявших НИОКР в течение года:
СССР-7267
РСФСР (РФ) - нет систематических данных
4.5.Средний годовой прирост количества специалистов высшей квалификации:
СССР - 21236
РСФСР (РФ) - 14291
Оценки изменений в информационных ресурсах после 1989 г. целесообразно проводить по отношению к указанным значениям, т.к. они отражают средний уровень воспроизводства информационных ресурсов в условиях нормального (не кризисного) развития экономики, о чем свидетельствует и статистика экономического развития СССР на указанном временном интервале.
Следует учитывать, что с распадом СССР Россия не может рассчитывать на информационный ресурс организационных единиц, выполнявших работы в интересах РФ, но ныне находящихся вне ее пределов. Это привело к потере информационных ресурсов по проблемным областям, исследования по которым не проводились научными организациями РФ. Определить степень воздействия этого фактора трудно.
Результаты предварительного анализа тематического указателя к "Справочнику научных организаций СССР" [Справочник научных организаций СССР.-М.: ВНТИЦентр,1991] позволяют сделать следующие выводы:
1. Около 30% тематик, поддерживавшихся только одной организацией, не прикрыты научными учреждениями РФ.
2. Тематики, прикрытые двумя организациями:
3. Тематики, прикрытые более чем 100 организациями, потеряли (20-30)% организаций. В этих проблемных областях РФ потеряла значительную часть информационных ресурсов (персонал, научный инструментарий, документальные ресурсы и научные заделы по разработке промышленных образцов и технологий), что ведет к снижению качества научных исследований и информационных ресурсов РФ.
В качестве примеров можно привести следующие предметные рубрики:
1. Полностью выбыли тематические рубрики:
2. Потеряли значительное число организаций рубрики:
Из 137 организаций на территории РФ осталось 71 (потеряно 48% организаций).
В качестве примеров выбывших организаций можно привести:
Следует отметить, что многие из научных учреждений, находившихся в союзных республиках, обладали уникальными БД, например:
Кроме этого необходимо учесть, что, при среднем числе работ, выполнявшихся одной организацией, равном 30, существовали организации, выполнявшие до 100-1700 работ в год. Например, в 1981 г.:
Исходя из изложенного, суммарные потери в данном классе информационных ресурсов (с учетом потерь от разрыва связей между организационными единицами) в различных проблемных областях составляют как минимум (28-40)%, причем эта оценка является оптимистической, реальные потери значительно выше.
В отдельных проблемных областях потери более значительны и трудновосполнимы (а то и просто невосполнимы в ближайшей перспективе, ибо создание даже небольшого эффективного научного коллектива требует 6-9 лет, а на создание многих из потерянных научных организаций ушли десятилетия.
Разрушение инфраструктуры научных организаций, утрата значительного числа организаций по важнейшим проблемным областям и снижение уровня финансирования исследований, привело к резкому снижению числа исследований. Так по сообщения СМИ из 68 программ по важнейшим направлениям развития науки, выполнявшихся в РФ до 1992 г., оставлено-38. Подобные решения будут способствовать еще большему ослаблению научного потенциала РФ и снижению возможностей по техническому и технологическому обновлению народного хозяйства.
Многие потери уже невосполнимы, т.к. восстановление дееспособных организационных структур длительный, ресурсозатратный процесс, редко обеспечивающий достижение поставленных целей.
Реальные процессы в научно-исследовательской деятельности характеризуются более тревожными статистическими данными: