ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Научный инструментарий


Научный инструментарий - это образцы, созданные специально для получения новой информации (знаний), позволяющей уточнять, совершенствовать вещный мир и глубже познавать окружающий мир. С появлением современного научного инструментария, оснащенного вычислительной техникой и измерителями, обеспечивающими непрерывную автоматизированную регистрацию данных, возрастает роль программных продуктов, ведущих обработку информации, методических, алгоритмических и математических методов. Ошибки в этой составляющей инструментария ведет к обесцениванию выходного потока информации. В этих условиях еще более возрастает роль персонала, как постановщика процедур получения информации, ее потребителя и интерпретатора, особенно, когда фиксируемая информация лежит на границах или вне границ пределов точности инструментария, умения видеть сущность явления по фиксируемым результатам его инструментального отражения.

Научный инструментарий определяет техническую и методологическую вооруженность персонала и их способность к выполнению (решению) возложенных на них задач в конкретных проблемных областях с требуемой эффективностью и уровнем сложности.

Научный инструментарий может рассматриваться двояко:

  • с одной стороны - это обычный промышленный образец, отражающий наивысший уровень развития, научного, технического и производственного потенциала в данной области производства;
  • с другой - это материализованная возможность по созданию новой информации (информационных ресурсов), отражающая достигнутый уровень интенсификации научного и инженерного труда, а также других видов деятельности, в создании новых информационных ресурсов, необходимых в конкретных видах деятельности.
  • Но научный инструментарий в современных условиях перерос уровень промышленного образца. Во многих отраслях исследований научный инструментарий представляет собой сложнейшие технические комплексы.

    Например:

  • Астрономические обсерватории оснащенные системами оптических и радиотелескопов, контрольно-измерительные комплексы и т.д.


    Например: РАТАН-600 (радиотелеском АН СССР с диаметром кольца 600 м), крупнейший кольцевой радиотелескоп с антенной переменного профиля; Бюраканская астрофизическая обсерватория, включающая 100-см и 53-см телескопы Шмидта, 2,6-м рефлектор и др.


  • Сверхглубокие скважины (скважины более 6 км), предназначенные для изучения строения и состава земной коры и земной мантии.


  • Космические автоматические и обитаемые комплексы, для изучения ближнего и дальнего космоса. Время непрерывного функционирования некоторых из них исчисляется уже десятками лет.




  • Корабли науки, глубоководные аппараты и системы их обслуживания.


  • Экспериментальная база крупнейших аэродинамических институтов и центров.


  • Климатроны и природоохранные заповедники.


  • Опорные геодезические сети, системы сбора метереологической и сейсмической информации и т.п.


  • Приведенные примеры показывают, что некоторые современные инструментальные средства перерастают понятие технического комплекса и превращаются в мощные целевые, широкопрофильные организационные единицы, распределенных на значительном пространстве.

    Особое место в научном инструментарии занимают автоматизированные системы научных исследований (АСНИИ), автоматизированные рабочие места (АРМ) научных работников и проектировщиков, экспертные системы (ЭС), базы знаний (БЗ), системы автоматического проведения эксперимента и т.п. Функционирование которых невозможно без создания специализированных, уникальных программных комплексов, прецизионных средств измерения и моделирования изучаемых процессов и явлений.

    В этом случае возникает ситуация, в которой уникальный (иногда единственный) объект выполняет роль и инструмента и объекта изучения, и носителя уникальной информации (а часто является и своеобразным эталоном информации по исследуемой проблеме).

    Переход понятия научного инструментария к формам подобной перечисленным, предполагает необходимость разработки совершенно новых подходов к работе с этим классом информационных ресурсов.

    Частично указанные методы (подходы) к накоплению подобных информационных ресурсов сложились при создании эталонов и образцовых средств измерений, проверке мер и средств измерений, а также в метрологических службах, осуществляющих метрологический контроль (например, Главная палата мер и весов - ныне Научно-исследовательский институт метрологии им.



    Менделеева, и другие).

    Говоря о научном инструментарии, следует обратить внимание на потенциал и роль в научном и инженерном творчестве различных методов, процедур и правил. Особенно, если они реализуются в рамках исследовательских программных продуктов, а также образуют специализированные базы и банки данных. Например [Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь - справочник /Под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. -М.: НПО "Информ-систем", 1995.408 с.]:

  • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).


  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).


  • Межотраслевой фонд эвристических приемов преобразования объектов.


  • Фонд физических эффектов (Фонд физико-технических эффектов) и банк данных физических эффектов.


  • Банк данных функциональных структур, банк данных функций изделий и банк данных технически реализуемых функций, банк данных технически реализуемых структур.


  • Экспертные системы различного назначения и другие.


  • Вопросы инвентаризации, сертификации и сохранения инструментальных методик, банков и баз данных, экспертных систем, специализированных программных продуктов во многом не решены.

    Следовательно, данный вид информационных ресурсов все время находится в состоянии угрозы его безвозвратной утраты. Это и произошло со многими инструментальными средствами, достаточно широко использовавшимися в практических исследования и конструкторско-технологических разработках.

    Вопросы создания и сохранности данного класса информационных ресурсов во многом тождественны тем, которые были рассмотрены для промышленных образцов, но их разрешение требует несоизмеримо больших затрат, а недостаточность в ресурсах данного класса, их недооценка является предпосылкой к резкому снижению качества национальных информационных ресурсов и ведет к отставанию развития всех отраслей народного хозяйства.




    Содержание раздела