ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Недоиспользование информации


Одним из существенных проявлений информационного кризиса, порождающего "помехи", является НЕДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Недоиспользование результатов научных исследований объясняется рядом причин:

  • резко выраженной тенденцией к снижению общего коэффициента использования информационных богатств, накопленных человечеством в процессе реальной истории;
  • возрастанием общего объема накопленной информации;
  • недостаточным теоретическим обобщением накопленной информации;
  • стихийным накоплением информации.
  • Ценнейший эмпирический материал, зачастую добытый путем значительных материальных затрат, не будучи трансформирован в теоретическое знание, отражающее важные закономерности и способы их использования, обесценивается, превращается в балластную, не находящую применения информацию.

    Так как знания в целом ряде дисциплин носят преимущественно эмпирический характер, то возникала ситуация, когда ученые изрядно потрудившиеся над их усвоением, становились незаурядными эмпириками, своеобразными "эмпирическими тупиками" с минимальными теоретическими потенциями. Собственная теоретическая несостоятельность порождает у них скептицизм по отношению к возможностям теоретического познания вообще, ориентируя лишь на эмпирические исследования, И чем больше был авторитет такого рода типа ученых, тем драматичнее ситуация. Возникло своеобразное явление эмпирического "перенасыщения" науки.

    С другой стороны, в силу возросшего количества информации и специализации ученых, затрудняется использование тех фактов, которые могли бы быть полезными уже в данный исторический период.

    Мы все чаще наблюдаем, как научный факт утрачивает свою новизну еще до его опубликования или в процессе доведения его до потребителя, - это вызывает засорение информационных массивов данными, которые не находят применения.

    Эта не находящая использования или неправильно используемая информация "оседает" в информационных учреждениях в виде балласта, который начинает все более затруднять поиск, отбор и использование ценной информации.

    На рост балластной информации существенно влияет стихийный характер накопления первичной информации, что во многом объясняется также разнообразием, нестандартностью методик и приемов ее получения, в результате чего часто оказывается НЕВОЗМОЖНЫМ ОБОБЩЕНИЕ полученного эмпирического материала, который содержит НЕСОПОСТАВИМЫЕ ФАКТЫ. Это ведет к тому, что ценнейший эмпирический материал обесценивается, превращается в балластную, не находящую применения информацию.

    Стихийность первичного накопления информации ведет в начале к диспропорциям в накоплении эмпирических данных, а эатем - к диспропорциям между эмпирическим и теоретическим знанием.



    Содержание раздела