Недоиспользование информации
Одним из существенных проявлений информационного кризиса, порождающего "помехи", является НЕДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Недоиспользование результатов научных исследований объясняется рядом причин:
Ценнейший эмпирический материал, зачастую добытый путем значительных материальных затрат, не будучи трансформирован в теоретическое знание, отражающее важные закономерности и способы их использования, обесценивается, превращается в балластную, не находящую применения информацию.
Так как знания в целом ряде дисциплин носят преимущественно эмпирический характер, то возникала ситуация, когда ученые изрядно потрудившиеся над их усвоением, становились незаурядными эмпириками, своеобразными "эмпирическими тупиками" с минимальными теоретическими потенциями. Собственная теоретическая несостоятельность порождает у них скептицизм по отношению к возможностям теоретического познания вообще, ориентируя лишь на эмпирические исследования, И чем больше был авторитет такого рода типа ученых, тем драматичнее ситуация. Возникло своеобразное явление эмпирического "перенасыщения" науки.
С другой стороны, в силу возросшего количества информации и специализации ученых, затрудняется использование тех фактов, которые могли бы быть полезными уже в данный исторический период.
Мы все чаще наблюдаем, как научный факт утрачивает свою новизну еще до его опубликования или в процессе доведения его до потребителя, - это вызывает засорение информационных массивов данными, которые не находят применения.
Эта не находящая использования или неправильно используемая информация "оседает" в информационных учреждениях в виде балласта, который начинает все более затруднять поиск, отбор и использование ценной информации.
На рост балластной информации существенно влияет стихийный характер накопления первичной информации, что во многом объясняется также разнообразием, нестандартностью методик и приемов ее получения, в результате чего часто оказывается НЕВОЗМОЖНЫМ ОБОБЩЕНИЕ полученного эмпирического материала, который содержит НЕСОПОСТАВИМЫЕ ФАКТЫ. Это ведет к тому, что ценнейший эмпирический материал обесценивается, превращается в балластную, не находящую применения информацию.
Стихийность первичного накопления информации ведет в начале к диспропорциям в накоплении эмпирических данных, а эатем - к диспропорциям между эмпирическим и теоретическим знанием.