ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Незнание


НЕЗНАНИЕ. Совсем неизученная философская категория. Парадоксально ведь можно говорить об отрицании знания, о его инверсии (стоит же там приставка НЕ!), но правильнее будет истолковывать НЕЗНАНИЕ как дополнение к знанию. Дополнение до истины. Неверно, будто незнание статично. Оно изменяется. Когда уменьшается, когда увеличивается. А там, где динамика, обязательно и диалектика. [Картошкин А.Диалектика напряженного незнания. Техника молодежи.# 9,1991, с.17-22]

Исследователю может показаться, будто с появление новых фактов незнание обязательно должно уменьшаться, переплавляться в знание. Это не всегда так - в иных случаях незнание может возрастать.

Абсолютно полное знание невозможно, но абсолютно-достаточное - возможно.

Факты и их осмысление. Факты и прошлое знание. Факты и их строгое точное описание. Это взаимодействие рассеивает незнание.

Когда количество фактов превышает своеобразную "критическую массу", когда незнание приобретает особую степень напряженности, - начинают рождаться гипотезы. Иногда обдуманные, а порой спонтанные. Диалектика незнания допускает такую возможность.

Специфика незнания - оно зачастую ПРИКРЫВАЕТ СОБОЮ СХОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ в нескольких областях человеческой деятельности, однако обнаруживается лишь тогда, когда незнание отказывается под жестким и непрерывным контролем последствий использования информации.

Специалист должен учитывать свое "незнание", чтобы не допускать ошибок в особо сложных ситуациях, когда он действует в условиях повышенной неопределенности.

Основой предупреждения ошибок от незнания является умение сомневаться. Но право на сомнение должно опираться на достижение современного знания. Иначе можно отнести к объективному незнанию то, что уже давно освоено знанием.

Чтобы избежать грубых ошибок нужно уметь выявлять незнание (на личном уровне и отделять его от действительного незнания).

Чем в более сложной ситуации неопределенности принимается информационное решение, тем более внимательно необходимо учитывать уровень незнания как абсолютного, так и личного.


Особенно важно уметь выделять незнание за видимостью научного исследования, авторитетными ссылками на выводы науки, тем более подкрепленными таблицами, графиками, формулами, расчетами и несколькими научными именами. И редко кто знает, что в таких случаях факты выборочно подбирают и толкуют по заранее продуманной схеме, без признания, а то и напоминания об ограниченности научных знаний по данному вопросу.

Одним из средств от всезнайства является уже упоминавшаяся "Энциклопедия неведения (знание о незнании)". Это и другие, менее полные и пусть не всегда качественные издания, предупреждают о непознанном, сомнительном, или предупреждают от легковерия.

Примером торжества незнания является строительство плотины, закрывающей Карабугаз. Не зная истинных причин изменения уровня Каспийского моря, в основу его спасения был положен проект, который загубил залив, море не спас и дал колоссальные убытки. Кстати, одной из ошибок при проектировании плотины явилась и недостаточная ретроспектива в исследовании колебаний уровня моря и их неправильная интерпретация.

К сожалению, НЕЗНАНИЕ становится "ЯСНЫМ", как правило, после, а не до принятия решений.

=




Содержание раздела