Предварительная оценка мощности множеств различных подклассов технических объектов
В первом приближении предварительная оценка мощности множеств различных подклассов технических объект может быть проведена по результатам анализа различных справочников по техническим объектам и сводным статистическим данным национальной и ведомственной статистики.
За верхний предел примем общий объем выпускаемой номенклатуры изделий, которых только в нашей стране составлял более 20 млн. единиц и которые могут быть объединены приблизительно в 50000 классов (под классом изделий понимают технические объекты одинаковые или очень близкие, например: класс молотков, болтов, стульев, стиральных машин, токарных станков, паровых турбин и т.д.) [У30] [Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учебное пособие для студентов втузов.-М.: Машиностроение,1988.-367 с.(с.6)]. Но далеко не каждое выпускаемое изделие целесообразно включать в коллекции, составляющие данные класс информационных ресурсов. Многие виды изделий могут быть представлены "представительными образцами", т.е. образцами обобщающими в себе информацию целой группы подобных изделий (и/или изделий прототипов).
Если перейти на ведомственный (отраслевой) уровень, то объемы учетных множеств снижаются почти на порядок.
Например:
Учет на уровне отдельных видов изделий, делает представительные специализированные коллекции более обозримы. Такие коллекции характерны для КБ, проектных организаций, специализированных производств, а также полигонов, испытательных центров и других организационных единиц.
Например:
В настоящее время заводы более чем трех десятков стран выпускают легковые автомобили 147 разных марок [За рулем,N 3,1976].
И.И.Артоболевский в своем знаменитом справочнике "Механизмы в современной технике", получившем мировое призвание, учел на конец третьей четверти 20 века 4746 механизмов. С 1800 по 1970 количество механизмов выросло в 24 раза.
Звено - часть механизма (скелетная часть механизма, его несущая часть, но - это надо обязательно иметь в виду - абстрагированная от физических свойств материалов, такими свойствами обладает та или иная часть звена).
на одну базовую модель приходилось 2,5 модификаций; в 1956г. их число увеличилось до 3,5, а в 1967г.-до 10,1.
На рост числа объектов существенное влияние имеет и многовариантость решения задач. Специальными исследованиями установлено, что в 40-х годах, например, решение какой-то технической задачи было возможно 2-3 способами, а в 60-х - уже 20-30. В 70-х годах у нас в стране выпускалось 24 модели электроутюгов, 34-модели магнитофонов и электробритв, холодильников - 35, телевизоров - 45, велосипедов -89 (в том числе 50 детских).
Далее, необходимо учитывать, что во всех высокоразвитых странах появляется тенденция увеличения риска, связанного с организацией производства новой продукции.
Риск ведет к росту расходов, приходящихся на начальные стадии производства (исследования, разработка, испытания, опытное производство, доводка).
Например, в США за последние годы около половины затрат не приводят к созданию конкурентоспособной продукции, а приблизительно из 10 тыс. типов новой продукции, на разработку которых ежегодно расходуется около 24 млрд. долларов, примерно 80-90 процентов перестает разрабатываться на самых ранних стадиях.
Следовательно, учет только внедренных в производство промышленных образцов ведет к потере около 90-80 процентов общего числа разрабатывавшихся объектов. Причины, по которым объекты не дошли до стадии производства, различны:
Все прекращенные на стадии разработки объекты содержат в себе огромный информационный потенциал, сохранение которого, с одной стороны, предупреждает от тупиковых решений и неудачных конструкций, а с другой-консервирует (закрепляет) отработанные технические решения, которые могут дать положительный эффект в будущем при разработке новых технических объектов.Поэтому "несостоявшие" объекты также должны включаться в состав коллекций.
=
Число звеньев меньше числа механизмов (механизмов около 5 тыс., а звеньев около 200: рычаги, кулачки, винты, гайки, зубчатые колеса и т.д.).
Сейчас описано около 700 зубчатых механизмов.
[Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин.-М.: Знание, 1988].
Новизна новой техники, в конечном счете, сводится к расширению ее эксплуатационных характеристик. Добиваться этого обновления всех элементов машины или агрегата все равно, что "стрелять по площадям". - долго, расточительно и не нужно. Заданного эффекта добьешься "снайперской стрельбой". В нашем случае - это выявление деталей, блоков, замена которых на более совершенные придает объекту новое качество в большей, чем ранее, степени удовлетворяющее пользователя.
Каждый вид техники, как известно, развивается путем последовательной смены моделей и модификаций, в процессе которой реализуется экономический потенциал, лежащей в них основе принципиальной конструктивно-технологической схемы и дальнейших усовершенствований.
Модифицированная техника не имеет периода неэффективной эксплуатации. К моменту исчерпания технического потенциала исходного уровня, заложенного в конструкцию в процессе ее создания начинает реализовываться потенциал добавляемый путем последовательных модернизаций.
В качестве своеобразных рекордсменов по числу модификаций можно привести автомобиль "ЗИЛ", который имел 500 модификаций ["Московская правда" 25.01.1975.], и один из первых русских тяжелых самолетов "Илья Муромец", имевший более трех десятков модификаций [Маркуша А.М.Человек летающий.-М.: Транспорт,1988].
Наличие большого числа модификаций у некоторых объектов, с одной стороны затрудняет учет числа объектов, но с другой - позволяет уменьшать число представительных образцов в конкретной коллекции без существенных потерь "информации закрепленной в объекте".
Разработка производственных модификаций осуществляется возрастающими темпами. Для тракторов можно привести следующие данные: в 1946 г.