ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Соответствие потребности


ПОТРЕБНОСТЬ - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения [Ожегов С.И.Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под.ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. -20-е изд.стереотип. М.: Рус.яз., 1988.-750с.]

Потребность предполагает нужду в предмете потребления. Информационная потребность - это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем.

Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.

Но требуемый уровень эффективности в реальной действительности не всегда может быть достигнут, что определяется значительным числом факторов, влияющих на принятие информационных решений. Кроме этого, как уже отмечалось, всегда возможна ситуация, когда потребная информация либо вообще не существует, либо не доступна конкретному потребителю в отводимое для принятия решения время, либо в силу существующих норм и ограничений всех видов не может быть получена.

С другой стороны, получаемая информация может иметь различный уровень соответствия с реальной потребностью лица, принимающего решения.

Именно поэтому многочисленные исследования, направленные на определение соответствия информации реальным потребностям пользователя, как правило, сводятся к определению некоторых формализованных показателей, задающих некоторый уровень соответствия между действительными потребностями в информации и реальным обеспечением информацией.

Такими показателями, наиболее часто используемыми, при оценке результативности информационной деятельности по удовлетворению информационных потребностей являются:

  • пертинентность;
  • релевантность;
  • полнота;
  • точность;
  • сжатость и наглядность представления.


  • Ниже приводится определение указанных понятий в том виде, как они даны в книге "Основы информатики" [Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. Второе, переработанное и дополненное издание -М.: Наука, 1968,756 с.]. Это обусловлено тем, что данная работа долгое время была основным учебником для информационных работников ГСНТИ.


    ПЕРТИНЕНТНОСТЬ - соответствие содержания документов информационной потребности пользователя.

    РЕЛЕВАНТНОСТЬ - соответствие документов запросу потребителя, реализованного по принятому в конкретной системе критерию смыслового соответствия. При этом необходимо учитывать, что в зависимости от принятого в системе языка индексирования документов и запросов, критерия соответствия, стратегии поиска, правил индексирования и некоторых других параметров, - выдача на конкретный запрос пользователя может иметь различный уровень релевантности.

    Релевантность - это отношение смысловой близости между содержанием найденного документа (информации требуемой пользователю) и запросом, сформулированным потребителем. Степень релевантности может быть оценена только пользователем, сформулировавшим запрос.

    ПОЛНОТА - выраженное в процентах отношение числа выданных релевантных документов к их общему числу в поисковом массиве.

    ТОЧНОСТЬ - выраженное в процентах отношение релевантных документов к общему числу выданных на запрос релевантных и нерелевантных документов.

    Работы, проводившиеся по определению указанных показателей, как правило, определяли возможности различных информационных систем обеспечить информационные потребности при обращении к конкретной информационным системам (например: NASA, MEDLARS, DTIS, ВИНИТИ, ГПНТБ и др.).

    Однако, данные параметры практически не учитываю такие параметры информационных ресурсов как:

  • полноту отражения в базах данных (фондах, национальных и международных системах) реальных информационных ресурсов;


  • возможность работы в нескольких системах (базах данных) в сетевом режиме;


  • нормативной базы, регламентирующей доступ к имеющимся информационным ресурсам;


  • квалификацию пользователя, как в конкретной проблемной области, так и в умении использовать возможности системы по поиску необходимой информации;


  • технической оснащенности пользователя при работе с конкретными информационными ресурсами;


  • ресурсные и финансовые ограничение, связанные с проведением поиска необходимой информации;


  • и ряд других факторов, оказывающих влияние на поиск информации (языковые ограничения, уровень знакомства с проблемной областью и пр.)


  • Кроме этого необходимо учитывать СЖАТОСТЬ И НАГЛЯДНОСТЬ представления информации.

    Одна и та же информация, представленная в виде математических моделей, программных комплексов, графиков, карт, таблиц, чертежей, кино-фото материалов и пр., по разному воспринимается различными группами потребителей, что также существенно влияет на оценку получаемой информации.




    Содержание раздела