ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Способ фиксации информации


Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях). Т.е. информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования и качество существенно снижаются во времени.

С фиксации информации начинается ее движение в любой системе коммуникации, а "новый носитель-это...новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления"[2,с.107]. Поэтому ограничения, налагаемые на перечень информационных носителей, существенным образом влияют на решение всех вопросов эксплуатации информационных ресурсов и определения информационной политики в области их создания.

Однако, единого мнения о том, какие носители информации учитывать при оценке информационных ресурсов, доступных пользователю, - нет.

Классы носителей информации в значительной мере определяют и такие свойства информационного ресурса как сохранность во времени, возможность репродуцирования и обработки, скорость распространения, время сохранности, доступность.

В зависимости от носителей, на которых фиксируется информация, в Разделе 2 были выделены следующие основные классы:

ДОКУМЕНТЫ всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).

ПЕРСОНАЛ (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ (любые материальные объекты созданные в процессе производства), РЕЦЕПТУРЫ и ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей.


НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ( в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Более подробно особенности каждого класса выделенных классов информационных ресурсов описаны в разделе.

При рассмотрении данного параметра информационных ресурсов необходимо обратить внимание на следующее:

Появление новых носителей приводит к ИЗМЕНЕНИЮ соотношения информационных ресурсов, фиксируемых на ранее использовавшихся носителях и к принципиальным изменениям инструментальной базы, необходимой для работы с вновь появившимися носителями. Одновременно меняются условия доступа к информационным ресурсам и технологические процессы сбора, обработки, хранения, использования информационных ресурсов, а также технологические процессы и требования к персоналу осуществляющему информационные процессы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В некоторых публикациях, например [Суский А.М. Анализ и попытка обобщения определений документа в ХХ веке. Aktualne Problemy Informacji i Dokumentfcji, ПНР, 1068, # 4, 18-22],все выделенные классы объединены единым понятием -ДОКУМЕНТ, под которым понимается любой носитель семантической информации: книга, машинный носитель информации, фотография, граммофонная пластинка, неоновая надпись, витраж, произведение искусства, фильмы, планы, карты, материальные предметы, модель технического устройства, промышленные и технические изделия (часы, карабин, автомобиль), любой музейный или выставочный экспонат, живые организмы в зоологическом или ботаническом саду, гербарии и чучела зверей, коллекции насекомых, семян и т.д., и т.п.Такое толкование документа включает все выделенные выше классы информационных ресурсов. С другой стороны оно тождественно понятию ИСТОЧНИК по Пронштейну.




Содержание раздела