ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       

Время


ВРЕМЯ - это:

  • Форма существования бесконечно развивающейся материи. Форма последовательной смены явлений и состояний материи, выражающаяся в закономерной последовательной смене одних объектов, явлений другими объектами, явлениями; смене одних фаз (ступеней) развития предметов, процессов другими фазами (ступенями) развития предметов, процессов.
  • Продолжительность, длительность чего-нибудь.
  • Промежуток той или иной длительности, в который осуществляется что-нибудь.
  • Определенный момент, в который происходит что-нибудь.
  • Период, эпоха.
  • ВРЕМЯ как ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (информации) выступает в нескольких аспектах:

  • фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);
  • задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);
  • является характеристикой, определяющей связь между содержанием информации об объекте и ее соответствием реальному состоянию объекта, к которому она относится, на текущий момент времени.
  • При этом всегда необходимо иметь в виду, что для синтеза знаний об объекте должно привлекаться не только абстрактное понятие времени, но и ВРЕМЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ. Так как за хронологически одно и то же время разные системы как бы пробегают разные пути развития.

    Это свойство объекта и информации об объекте, обычно, характеризуется (описывается) понятием "жизненного цикла", который позволяет рассматривать объект и информацию о нем в системе времени, связанной с особенностями развития конкретного объекта.



    На различных этапах "жизненного цикла" (времени своего существования) одна и та же информация обладает различной эффективностью при принятии на ее основе тех или иных информационных решений.

    При этом особо следует обратить внимание на то, что разрыв между реальным процессом и отражением его в информации создает опасный БЕЗИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, в течение которого руководители вынуждены работать по интуиции или по запоздалым показателям.


    В безинформационном периоде можно выделить несколько составляющих. Одной из них может являться запаздывание поступления информации, определяемое прохождением информационных сообщений по процессам издательского цикла.

    Так, запаздывание (время между принятием работы к публикации и моментом выхода в свет) научных потоков, идущих через отечественные журналы, составляло (до 1991 г) от 6 до 54 месяцев.

    Сюда не входит время между появлением информации и ее фиксации в виде отчетного документа, а также время между появлением конкретной информации в коммуникативном потоке и временем ее поступления к конкретному пользователю, или временем ее реального использования для решения конкретных задач.

    В "жизненном цикле" информационных ресурсов (информации) необходимо выделить этап, когда требуемая информация об объекте отсутствует.

    Отсутствие определяется следующими причинами:

  • информация отсутствует в полном смысле этого слова (хотя уже существует объективная необходимость в ней);


  • информация существует, но отсутствует в смысле недоступности для данного пользователя на данный момент времени по различным причинам.


  • В безинформационный период пользователь вынужден принимать информационные решения в условиях возрастающей неопределенности, что снижает их результативность, либо принимать решение на выделение дополнительного времени на восполнение отсутствующей информации.

    С другой стороны, увеличение промежутка времени между моментом поступления информации и моментом ее использования, в ряде случаев, ведет к снижению ее эффективности. Так большинство информационных документов по своему значению преходящи и быстро теряют свое значение по мере того как идет время и изменяется обстановка. Например, считается, что документы по социально-политическим вопросам, прогнозам и предпосылкам развития науки теряют ценность по норме 20 процентов в год. В этих случаях часто приходится руководствоваться принципом "мало, но быстро" [Плэтт.].

    Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических исследованиях правилом "постоянного процента".



    Интересно отметить, что со ссылкой на эту же работу 1958 г. Г.М.Добров через 19 лет (в 1977 т) дает эту гипотезу в виде более жесткого утверждения: "Особенно существенным.....являются данные о том. что стратегическая информация об основных предпосылках развития науки (кадрах, положение в области образования, финансировании) теряет свою ценность по норме 20 процентов в год" [Добров Г.М., Коренной А.А. Наука: информация и управление. -М.: Советское радио, 1977]. Т.е. частное предположение о средней норме потери ценности информации в экономике распространяется в целом на науку (более широкий класс информационных ресурсов), что нельзя считать корректным утверждением.

    Правило "постоянного процента" может быть принято только в качестве первого приближения для оценки влияния времени на свойства информационных ресурсов.Интерпретируя данные о том, что основная доля ссылок приходится на последние 10 лет, Д.Прайс выдвинул гипотезу: ежегодно около 10 процентов всех публикаций, за исключением небольшого числа действительно "классических" работ, отмирают и более никем не цитируются. Это должно означать, что полезная работа научной публикации сохраняется в среднем до 10 лет с момента опубликования.

    Более объективные критерии оценки процесса старения информации разработаны в рамках исследования процессов старения научно-технической информации.

    Наиболее распространенным является критерий, именуемый ПЕРИОДОМ ПОЛУСТАРЕНИЯ, в основу которого положены исследования по цитированию документальных источников информации.

    Под ПЕРИОДОМ ПОЛУСТАРЕНИЯ понимается время, в течение которого была опубликована половина цитируемых работ по данной проблематике.

    Т.е. считается, что информация, выбывающая из обращения и на которую перестают делать ссылки, - потеряла свою актуальность. Данное допущение далеко не бесспорно. Ибо ссылки на информацию из этих документов часто можно связать с возрастающей недоступностью давно изданных документов и тем, что она повторена в более новых, по году издания документах.



    Более правильно старение информации оценивается по сетям цитирования, на основании которых можно сделать вывод, что действительное старение информации происходит более медленными темпами, чем это следует на основании полученных данных о периодах полустарения. Но периоды полустарения могут рассматриваться в качестве второго приближения в оценке старения информации, в котором учитывается не только временной фактор, но и особенности проблемных областей.

    Например, периоды полустарения публикаций по разным отраслям науки (в годах):

  • металлургия -3,9;


  • техническая химия -4,8;


  • инженерная механика -5,2;


  • физиология -7,2;


  • химия -8,1;


  • ботаника -10;


  • математика -10,5;


  • геология- 11,8.


  • Кроме этого необходимо отметить большую живучесть некоторых видов документов:

  • обзоры -10 лет;


  • методики -10 лет.


  • Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах сохраняют свою актуальность до 20-30 лет.

    Иногда в качестве предельного критерия старения информации используют максимальное время использования тех или иных информационных ресурсов.

    Например, в статье [Что человек помнит дольше? Химия и жизнь, #12, 1980(?), с.84-85] на основании анализа энциклопедических изданий (Советского энциклопедического 1979 г., энциклопедического словаря 1903 г., Энциклопедии 1930 г.) сделан вывод, что потенциал науки состоит из двух массивов: сегодняшних достижений и прошлого опыта. При этом хотя понятие "прошлое" довольно растяжимое, можно полагать, что 150 лет - это нижний предел применительно к науке и технике. Более старые сведения выбывают, выходят из употребления. Их отбрасывают как лишний груз, как балласт, мешающий движению вперед. Кроме, конечно, самого значительного, нетленного. Того, что называют классической наукой.

    Более точными являются оценки старения информационных ресурсов, получаемые при использовании следующих методов:

  • выявления времени появления конкретной информации (проектных решений, теорий, гипотез, законов, и т.д.), используемой в конкретных научно-технических разработках современной техники и технологий.



    Например, на основании исследований по проекту "Хинсайд" следует, что при реализации современных технических разработок используются информационные ресурсы с глубиной ретроспективы до 20 лет и более;


  • изучение времени засекречивания результатов научных исследований и технических разработок. Анализ времени, через которое рассекречивается и становится известной информация научно-техническая информация по важнейшим разработкам, показывает, что актуальность многих информационных материалов по современным технологиям сохраняется при ретроспективе от 10 до 30 лет, а информация по некоторым проблемам, например криптографии, в принципе никогда не рассекречивается;


  • исследования жизненных и инновационных циклов для различных объектов учета, а также патентной практики. Предварительные данные, полученные на основании этих исследований, также свидетельствует о том, что для принятия многих информационных решений информационные ресурсов должны охватывать период времени за десятки лет.





  • Содержание раздела