Время
ВРЕМЯ - это:
ВРЕМЯ как ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (информации) выступает в нескольких аспектах:
При этом всегда необходимо иметь в виду, что для синтеза знаний об объекте должно привлекаться не только абстрактное понятие времени, но и ВРЕМЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ. Так как за хронологически одно и то же время разные системы как бы пробегают разные пути развития.
Это свойство объекта и информации об объекте, обычно, характеризуется (описывается) понятием "жизненного цикла", который позволяет рассматривать объект и информацию о нем в системе времени, связанной с особенностями развития конкретного объекта.
На различных этапах "жизненного цикла" (времени своего существования) одна и та же информация обладает различной эффективностью при принятии на ее основе тех или иных информационных решений.
При этом особо следует обратить внимание на то, что разрыв между реальным процессом и отражением его в информации создает опасный БЕЗИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, в течение которого руководители вынуждены работать по интуиции или по запоздалым показателям.
В безинформационном периоде можно выделить несколько составляющих. Одной из них может являться запаздывание поступления информации, определяемое прохождением информационных сообщений по процессам издательского цикла.
Так, запаздывание (время между принятием работы к публикации и моментом выхода в свет) научных потоков, идущих через отечественные журналы, составляло (до 1991 г) от 6 до 54 месяцев.
Сюда не входит время между появлением информации и ее фиксации в виде отчетного документа, а также время между появлением конкретной информации в коммуникативном потоке и временем ее поступления к конкретному пользователю, или временем ее реального использования для решения конкретных задач.
В "жизненном цикле" информационных ресурсов (информации) необходимо выделить этап, когда требуемая информация об объекте отсутствует.
Отсутствие определяется следующими причинами:
В безинформационный период пользователь вынужден принимать информационные решения в условиях возрастающей неопределенности, что снижает их результативность, либо принимать решение на выделение дополнительного времени на восполнение отсутствующей информации.
С другой стороны, увеличение промежутка времени между моментом поступления информации и моментом ее использования, в ряде случаев, ведет к снижению ее эффективности. Так большинство информационных документов по своему значению преходящи и быстро теряют свое значение по мере того как идет время и изменяется обстановка. Например, считается, что документы по социально-политическим вопросам, прогнозам и предпосылкам развития науки теряют ценность по норме 20 процентов в год. В этих случаях часто приходится руководствоваться принципом "мало, но быстро" [Плэтт.].
Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических исследованиях правилом "постоянного процента".
Интересно отметить, что со ссылкой на эту же работу 1958 г. Г.М.Добров через 19 лет (в 1977 т) дает эту гипотезу в виде более жесткого утверждения: "Особенно существенным.....являются данные о том. что стратегическая информация об основных предпосылках развития науки (кадрах, положение в области образования, финансировании) теряет свою ценность по норме 20 процентов в год" [Добров Г.М., Коренной А.А. Наука: информация и управление. -М.: Советское радио, 1977]. Т.е. частное предположение о средней норме потери ценности информации в экономике распространяется в целом на науку (более широкий класс информационных ресурсов), что нельзя считать корректным утверждением.
Правило "постоянного процента" может быть принято только в качестве первого приближения для оценки влияния времени на свойства информационных ресурсов.Интерпретируя данные о том, что основная доля ссылок приходится на последние 10 лет, Д.Прайс выдвинул гипотезу: ежегодно около 10 процентов всех публикаций, за исключением небольшого числа действительно "классических" работ, отмирают и более никем не цитируются. Это должно означать, что полезная работа научной публикации сохраняется в среднем до 10 лет с момента опубликования.
Более объективные критерии оценки процесса старения информации разработаны в рамках исследования процессов старения научно-технической информации.
Наиболее распространенным является критерий, именуемый ПЕРИОДОМ ПОЛУСТАРЕНИЯ, в основу которого положены исследования по цитированию документальных источников информации.
Под ПЕРИОДОМ ПОЛУСТАРЕНИЯ понимается время, в течение которого была опубликована половина цитируемых работ по данной проблематике.
Т.е. считается, что информация, выбывающая из обращения и на которую перестают делать ссылки, - потеряла свою актуальность. Данное допущение далеко не бесспорно. Ибо ссылки на информацию из этих документов часто можно связать с возрастающей недоступностью давно изданных документов и тем, что она повторена в более новых, по году издания документах.
Более правильно старение информации оценивается по сетям цитирования, на основании которых можно сделать вывод, что действительное старение информации происходит более медленными темпами, чем это следует на основании полученных данных о периодах полустарения. Но периоды полустарения могут рассматриваться в качестве второго приближения в оценке старения информации, в котором учитывается не только временной фактор, но и особенности проблемных областей.
Например, периоды полустарения публикаций по разным отраслям науки (в годах):
Кроме этого необходимо отметить большую живучесть некоторых видов документов:
Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах сохраняют свою актуальность до 20-30 лет.
Иногда в качестве предельного критерия старения информации используют максимальное время использования тех или иных информационных ресурсов.
Например, в статье [Что человек помнит дольше? Химия и жизнь, #12, 1980(?), с.84-85] на основании анализа энциклопедических изданий (Советского энциклопедического 1979 г., энциклопедического словаря 1903 г., Энциклопедии 1930 г.) сделан вывод, что потенциал науки состоит из двух массивов: сегодняшних достижений и прошлого опыта. При этом хотя понятие "прошлое" довольно растяжимое, можно полагать, что 150 лет - это нижний предел применительно к науке и технике. Более старые сведения выбывают, выходят из употребления. Их отбрасывают как лишний груз, как балласт, мешающий движению вперед. Кроме, конечно, самого значительного, нетленного. Того, что называют классической наукой.
Более точными являются оценки старения информационных ресурсов, получаемые при использовании следующих методов:
Например, на основании исследований по проекту "Хинсайд" следует, что при реализации современных технических разработок используются информационные ресурсы с глубиной ретроспективы до 20 лет и более;